Синергетический подход к управлению учебной деятельностью в вербальных проблем- ных средах
Ключевые слова:
информация, принципы синергетики, стратегические и оперативные цели, актиограмма, гомео- стаз, бинарное взаимодействие, учебная деятельность, неустойчивость, самоорганизация, уровни самостоятельностиАннотация
Цель: разработка динамической информационной системы управления учебной деятельностью, обеспечивающей
повышение эффективности научения решению вербальных задач на основе синергетического подхода. Методы: авто-
матизация сбора, обработки и анализа информации об учебной деятельности в вербальных проблемных средах; под-
держка принятия решений обучающихся методами актиограмм, коррекции или отмены («ликвидации») неправильных
действий; самосогласованное регулирование петель обратной связи, инициирующее последовательность устойчивых
и неустойчивых состояний обучающегося. Результаты: разработан синергетический подход к управлению учебной де-
ятельностью, позволяющий создавать неустойчивые состояния обучающихся, которые приводят к самоорганизации
учебной деятельности и генерации информации. Сформулирована задача управления процессом эволюции развития
учебной деятельности и приведено ее решение в виде двухконтурной системы взаимодействующих петель обратной
связи оперативного и стратегического управления. Рассмотрены управляющие воздействия вербальной проблемной
среды в виде корректора и ликвидатора неправильных действий, позволяющие обучающемуся независимо от коли-
чества совершенных ошибок получать правильные тексты диктантов. Предложен метод актиограмм, который графи-
чески отображает деятельность обучающегося в режиме реального времени и позволяет выявить ее индивидуальные
особенности. Практическая значимость: предложенная двухконтурная система управления учебной деятельностью
в вербальных проблемных средах позволяет повысить эффективность учебной деятельности вследствие увеличения
ее продуктивной составляющей; обеспечить достижение оперативных целей учебной деятельности, состоящих в на-
писании безошибочного текста диктанта независимо от уровня подготовки обучающихся; расширить диагностические
возможности обучающей системы и обеспечить индивидуализацию обучения.