Повышение эффективности управления беспилотного летательного аппарата в условиях помех
Ключевые слова:
локальная радионавигационная система, активные помехи, пространственно-частотная обработкаАннотация
Постановка проблемы: основным направлением повышения помехозащищенности спутниковых радионави-
гационных систем является их резервирование с помощью локальных радионавигационных систем на основе псев-
доспутников. Типовыми искусственными помехами для радионавигационных систем являются активные шумовые
и доплеровские помехи. Цель работы — исследование возможности применения комбинированного метода про-
странственно-временной и пространственно-частотной обработки навигационных сигналов для повышения точности
позиционирования летательного аппарата. Методы: в целях повышения уровня принимаемых от локальной навига-
ционной системы сложных фазокодоманипулированных навигационных сигналов на фоне искусственных помех ис-
пользуются алгоритмы, применяемые в импульсно-доплеровских радиолокационных станциях, которые основаны на
использовании различий спектров сигналов от источников, движущихся с различной радиальной скоростью относитель-
но летательного аппарата. Результаты: определен возможный вариант построения локальной навигационной системы
для управления летательным аппаратом в условиях помех. При этом точность позиционирования не уступает точности
привязки при использовании спутниковых радионавигационных систем. Применение адаптивной антенной решетки
в бортовом навигационном комплексе позволяет ослабить влияние активной шумовой помехи. Применение адаптив-
ной доплеровской фильтрации и сжатия сложного сигнала позволяет повысить соотношение сигнал/шум на 35–50 дБ.
В результате обеспечивается устойчивое сопровождение навигационного сигнала при воздействии активных шумовых
помех мощностью до 100 Вт. Вероятность доставки летательного аппарата в заданную область на 10–15 % превосходит
существующие благодаря снижению флюктуационных ошибок на 20–30 %.