Методы оценки пропускной способности железных дорог. Часть 2. Параметрические модели, оптимизация, моделирование
Ключевые слова:
пропускная способность, перевозочная возможность, железная дорога, железнодорожная ин- фраструктура.Аннотация
Введение: пропускная способность железных дорог — основная характеристика, отражающая перевозочные
возможности железнодорожного участка, знание которой позволяет точнее планировать грузовые перевозки и
эффективнее использовать возможности инфраструктуры и подвижного состава. Для получения этой характеристики
применяют аналитические методы, параметрические модели, используют имитационное моделирование. Целью
исследований является анализ и сравнение этих подходов. Результаты: показано, что оценка пропускной способности
железнодорожных участков с помощью параметрических моделей позволяет находить возможные пути развития
инфраструктуры в зависимости от стоимости строительства. Приведены три существующие оптимизации для повышения
пропускной способности участков: параметрическая, структурная и функциональная. Параметрическая подразумевает
оптимизацию и регулирование параметров элементов железнодорожной сети, структурная — оптимизацию путем
замены (изменения) отдельных элементов схемы путевого развития сети, препятствующих ее эффективному
функционированию, функциональная — изменение характеристик операций, выполняемых на различных элементах
путевого развития. Сравнительный обзор программных инструментов моделирования железнодорожного движения,
имеющих функции анализа пропускной способности, показал, что не многие программные инструменты реализуют
все функции оценки и анализа пропускной способности. Практическая значимость: материалы статьи будут полезны
работникам железнодорожных служб при планировании грузовых и пассажирских перевозок.