Персонализация предоставления информации на электронных табло: основные требования и методология
Ключевые слова:
персонализация, контекстуализация, предоставление информации, анализ изображений, элек- тронные таблоАннотация
Введение: использование электронных табло является в настоящее время весьма популярным способом предостав-
ления информации. Однако персонализированное (ориентированное на интересы и предпочтения конкретного пользо-
вателя) и контекстуализированное (учитывающее текущую ситуацию) предоставление информации данным способом
подвержено ряду технологических и законодательных ограничений. Цель: разработка методологии функционирования
систем предоставления персонализированной информации на электронных табло. Результаты: специфицированы тре-
бования к системам предоставления персонализированной информации на электронных табло: анонимность пользова-
телей, динамическая оценка их интересов, кластеризация пользователей, структурированное хранение и обработка их
интересов и предпочтений, ситуационная осведомленность. Определены принципы их функционирования, учитываю-
щие необходимость соблюдения конфиденциальности персональных данных: сбор информации без активного участия
пользователей, использование анонимных профилей, самообучение и адаптация, онтологическое моделирование инте-
ресов и предпочтений, применение технологии управления контекстом. Предложена оригинальная методология функ-
ционирования систем рассматриваемого класса, отличающаяся наличием обратной связи для уточнения предоставля-
емой информации и информации о пользователях и отсутствием необходимости ввода данных самими пользователя-
ми. Обратная связь осуществляется за счет применения методов анализа изображений пользователей, позволяющих
достаточно точно определять время, потраченное пользователями на просмотр электронного табло, а также их пол,
возраст и эмоции. Проведена частичная апробация результатов в части оценки визуальных характеристик человека на
основе анализа фотографии. Выявлено, что существующие программные средства позволяют оценивать визуальные
характеристики людей (пол, возраст, эмоциональное состояние) с высокой точностью, а просмотр анимированных изо-
бражений может влиять на эмоциональное состояние человека. Практическая значимость: предложенные требования,
принципы и методология могут быть использованы при создании таких систем предоставления персонализированной
информации неограниченному кругу лиц, как цифровые вывески и электронные табло.